Подписывайтесь на обновления по E-mail:
Как проводят независимую экспертизу товаров
Для чего может понадобиться независимая экспертиза для товаров ненадлежащего качества? На самом деле ответ достаточно прост. Проведение экспертизы необходимо для урегулирования споров и конфликтов между продавцами и потребителями в добровольном или судебном порядке. Достаточно часто даже очень дорогостоящие покупки от известных производителей оказываются далеки от совершенства качества. Естественно, что продавцу невыгодно идти на уступки покупатели и чем дороже стоимость товара, тем больше отговорок он будет находить.
Чаще всего потребителя пытаются убедить, что в неисправности, например, холодильника виноват он сам. Или, что товар входит в перечень сложно технических и вернуть (обменять) его не представляется возможным. Забывая при этом сказать, что закон о правах потребителей представляет список товаров, неподлежащих возврату или обмену только надлежащего качества. При обнаружении недостатков (особенно существенных) законодательство становится на сторону потребителей. О том, как написать претензию на возврат товаров ненадлежащего качества или как вернуть деньги за некачественный товар вы можете прочитать на нашем сайте.
Для того чтобы не стать жертвой обмана со стороны продавца необходимо четко знать ответы на такие вопросы, как:
- кто имеет право провести экспертизу;
- каков порядок проведения экспертизы;
- сколько стоит независимая экспертиза и кто должен ее оплачивать;
- какой срок на проведение экспертизы и на получение ее результатов;
- каков порядок оформления результатов экспертизы товаров;
- что можно сделать с результатом, если продавец отказывается выполнять требования покупателя.
И еще может возникнуть большое количество нюансов и заковырок. Юристы нашего сайта могут проконсультировать вас по каждому из вышеперечисленных вопросов, учитывая индивидуальные моменты каждой ситуации.
Содержание
Суть проведения экспертизы качества
Предъявляя некачественную покупку продавцу, покупатель должен знать, что вещь будет проверена на соответствие качества. По итогам проведения проверки может быть получен результат:
- товар действительно с недостатком;
- претензии покупателя необоснованны;
- товар с недостатком, но кто виноват в появлении данного недостатка неизвестно.
В первом случае продавец/поставщик в установленный законом срок обязан выполнить требования потребителя. Во втором случае покупка возвращается обратно к хозяину. В третьем случае необходимо провести экспертизу качества. Под другим названием она известна как независимая товароведческая экспертиза. Осуществить данную процедуру имеет право только опытный специалист имеющий диплом и разрешение/лицензию на работу. В процессе проведения оценки проверяется соответствие товара стандартам качества, наличие недостатков, причины их появления. В итоге пишется заключение, которое эксперт заверяет своей печатью и подписью.
По закону экспертизу товаров ненадлежащего качества обязан проводить продавец. Однако, пользуясь неграмотностью потребителей, большинство продавцов стараются различными способами увернуться от данной процедуры.
В этом случае потребитель может обратиться к экспертам в индивидуальном порядке. Проверка качества может проводиться как на продовольственные продукты, так и непродовольственные. Различаются тут только сроки годности. Понятно, что у продовольственных товаров срок будет меньше, а значит, следует поторопиться и провести проверку покупки как можно быстрее. В свою очередь непродовольственные экспертизы подразделяются на различные подвиды, в зависимости от того, какой товар будет оцениваться.
Процедура проведения
Так как покупатель имеет право на присутствие при экспертной оценке качества, он заранее должен быть извещен о:
- времени проведения;
- месте проведения;
- данных организации, которая будет проводить экспертизу.
- В процессе проведения оценки качества потребитель имеет право:
- получать ответы на вопросы, касательно темы экспертизы;
- вносить замечание в документы осмотра;
- ходатайствовать по поводу дополнительных вопросов эксперту и его действий.
Участвуя в экспертизе, потребитель будет уверен в том, что она не была сфабрикована продавцом. Стоит обратить свое внимание на документы, подтверждающие компетентность эксперта. Это имеет большое значение. Ведь при вашей неудовлетворенности проведенной экспертизой, скорее всего, придется обращаться в суд. Соответственно, если эксперт «ненастоящий», вся процедура будет инициирована повторно, при этом, срок для удовлетворения ваших требований увеличится.
К тому же многие продавцы, чтобы сэкономить время и деньги, проводят проверку качества в своих центрах сервисного обслуживания, а заключения выдают потребителю под видом экспертного мнения.
Что, конечно же, незаконно. Стоимость экспертизы должен оплачивать продавец. Но при определении вины покупателя в неисправности товаров, на его плечи ложится обязанность всех расходов, которые понес продавец. В том числе и оплата транспортных расходов на перемещение товара на экспертизу и обратно. В таких случаях с продавцом лучше рассчитаться в добровольном порядке. При судебном разбирательстве сумма, выставленная продавцом, значительно увеличится (за счет судебных издержек, оплаты за хранение товара и т.п.).
Первый этап оформления и сроки
Срок для проведения независимой экспертизы будет зависеть от того, чего хочется покупателю. Исходя из данного высказывания, сроки могут быть следующими:
- при требовании клиента провести ремонт, срок проведения экспертизы будет в пределах 45 дней;
- при требовании клиента обменять товар, срок проведения экспертизы будет в пределах 20 дней;
- при требовании клиента вернуть оплату за покупку, срок проведения не может превысить 10 дней.
Еще одним важным вопросом в рассматриваемой нами теме является оформление результатов экспертизы. Его можно разбить на два важных этапа.
Сначала составляется акт, в котором отражаются все нюансы осмотра предположительно некачественной вещи. Он содержит следующие данные:
- время проведения и место проведения проверки товара на качество;
- данные всех участников;
- внешнее описание проверяемого товара;
- отметки о наличии и сохранности пломб, установленных изготовителем;
- отметка о наличии или отсутствии недостатков и поломок;
- записи о заявленных ходатайствах или комментариях (замечаниях) от каждого участника (если они имели место);
- замечания участников по вопросам оформления акта и достоверности указанной в нем информации;
- подписи участников и эксперта.
При вашем несогласии с мнением эксперта в обязательном порядке укажите все ваши комментарии в акт осмотра товара ненадлежащего качества. В дальнейшем, когда вы будете оспаривать результаты экспертизы, каждый момент может оказаться решающим.
Второй этап оформления и порядок уведомления
Второй этап оформления включает в себя заключение эксперта. Здесь проверяющий высказывает свое профессиональное мнение и оформляет результат проверки. Кроме экспертного мнения больше никакие комментарии не указываются. В данном документе вы сможете ознакомиться со следующей информацией:
- дата и время, в которое было сделано заключение;
- данные того, кто является инициатором проведения экспертизы;
- перечень вопросов, ответы на которые должен был дать эксперт;
- данные о товаре (серийный номер, описание состояния, внешнего вида и т.д.);
- результаты оценки товара;
- экспертские выводы (ответы на поставленные перед специалистом вопросы).
Ответственное лицо (имеется в виду продавец) обязан сообщить о результатах экспертизы потребителю. Если недостатки был обнаружены, продавец обязан удовлетворить претензию. Если была выявлена вина покупателя, либо никаких недостатков вообще не нашли, об этом тоже сообщается.
Копия экспертизы вручается потребителю для возможности оспаривания. Оспорить результаты этого документа можно двумя способами:
- заказать проведение повторной независимой экспертизы самостоятельно;
- обратиться в суд.
Если по результатам самостоятельного обращения за оценкой качества будет принято решение не в пользу продавца, все равно придется идти в суд. А там сделают свою, судебную экспертизу. Так что, лучшим вариантом будет первый вариант оспаривания. Чтобы повысить свои шансы выиграть дело против продавца/производителя, необходимо обратиться к опытным юристам. Наши консультанты имеют большой опыт работы с законодательством по вопросам защиты прав потребителей. Все что вам нужно сделать, это сообщить о своей затруднительной ситуации через форму обратной связи.
Проведение экспертизы покупателем
Если продавец вообще отказался от проведения оценки качества своего товара, потребитель имеет право обратиться в компетентную организацию самостоятельно. Но оплачивать услуги эксперта в таком случае тоже будет самостоятельно. Также, личное обращение потребителя к экспертам возможно при его несогласии с результатами оценки качества товара экспертом со стороны поставщика. При обнаружении недостатков, в соответствии с которыми продавец должен удовлетворить требования покупателя, через суд можно будет вернуть свои деньги. При лояльном отношении продавца, можно будет обойтись и без суда.
Напишите еще одну претензию, приложите к ней мнение эксперта с результатами повторной экспертизы. Возможно этого будет достаточно и ситуация разрешится мирным путем. Советы юриста в этом случае будут просто бесценными. Содержание претензии должно быть таким, что поставщику нечего будет противопоставить вашим доводам о своей правоте. Для этого необходимо досконально знать не только основы законодательства, но и юридическую практику по подобным делам. Для начала необходимо забрать товар у продавца, проверив при этом все пломбы. При их повреждении потребовать письменного заверения о том, что так и было. Затем, найти серьезное экспертное учреждение. Наиболее оптимальный вариант, который не вызовет сомнений ни у поставщика, ни у судей это Торгово-промышленная палата РФ. Вам повезет, если их филиал имеется в городе вашего проживания. Не стоит обращаться к экспертам, находящимся в дружеских отношениях с ответственным лицом (продавцом, поставщиком, производителем).
Вам должны дать ответы на основные вопросы:
- есть ли недостаток у проверяемого товара;
- насколько данный недостаток существенен;
- по какой причине и кто является виновником в появлении недостатка.
Грамотный эксперт дополнит список основных вопросов по своему усмотрению. Либо, это могут сделать консультанты нашего сайта совершенно бесплатно.