Подписывайтесь на обновления по E-mail:
Тонкости правил торговли непродовольственными товарами в России в 2021 году
Многие владельцы бизнеса в России выбирают в качестве основного направления деятельности – реализацию непродовольственных товаров. В связи с этим руководители должны обладать знаниями правил торговли, ответственности и правах. Специфика данного направления требует понимания нюансов и способности применять их на деле.
Как изменились правила торговли в 2021 году, и какие законопроекты вступили в силу, а также другую информацию, касаемо торговли в РФ можно получить у квалифицированных юристов нашего портала.
Воспользоваться консультацией можно 24 часа в сутки на бесплатной основе.
Содержание
Основные правила продажи
Розничная реализация в РФ продукции непродовольственного назначения регламентируется Законодательством РФ и имеет строгие правила с учетом прав потребителей.
Продажа товаров может осуществляться:
- с помощью специальных организаций;
- на специализированных предприятиях;
- в универсамах;
- в отделах;
- в организациях по розничной торговле;
- в мелкой рознице;
- в других отведенных местах.
Невзирая на кажущуюся простоту, продажи подчиняются установленным нормам и стандартам на всё пути следования до покупателя. В связи с этим необходимо придерживаться следующего порядка:
- прием продукции от поставщика, согласно регламенту правил РФ;
- проверка документов (сертификаты качества, свидетельство на право торговли или производства, декларации и т.д.);
- хранение продукция, согласно нормам вида продукции;
- соблюдение технического регламента (сохранность упаковки, укомплектованность, гарантийный срок и т.д.);
- подготовка товара к реализации;
- соблюдение условий обслуживания;
- доставка и транспортировка (наличие клейма, вес, тара и т.п.);
- соблюдение ответственности за продаваемую продукцию;
- соблюдение прав потребителей.
Необходимо соблюдать все вышеперечисленные правила, а также многие другие. Таким образом, следует настроить процессы бизнеса таким образом, чтобы они протекали, согласно регламенту и были автоматизированы. Это позволит минимизировать участие в них.
В том случае, если наблюдается нездоровая тенденция на возникновение проблем, то следует пересмотреть сферу, в которой они возникают. Дополнительно можно пригласить бизнес-консультанта для корректировки деятельности фирмы. К подобному решению проблем прибегают достаточно часто, т.к. это снижает риск возникновения неприятных ситуаций, как с потребителями, так и с контролирующими органами. Не редко, консультант помогает увеличить чистую прибыль.
Изменения в правилах торговли
В 2020 году в России правила, регламентирующие деятельность розничной торговли претерпели некоторые изменения. Неизменным осталось обязательное заключение договора при реализации розничной продукции.
В связи с этим, продавец (юр.лицо) выступает, как лицо, которое продает товар. А потребителем являются граждане, приобретающие продукция для личного пользования, т.е. использует товар не для перепродажи. Данное определение прописано в Постановление №81 п.2 и в ГК РФ.
Также не воспрещается реализовывать товарные группы на территории местонахождения потребителя, т.е. за пределами стационарного магазина. В 2019 году в Постановлении №81 включили следующие изменения:
- Группа товара, которая запрещена к разносной реализации. На основании п.4 запрещается разносная реализация такой продукции, как мороженное, хмельные напитки и не содержащие алкоголя, кондитерские и мучные изделия, медикаментозные препараты, изделия из драг.металлов, оружие и доп.материалы к нему.
- При розничной разносной торговле, организация в лице продавца обязана идентифицировать себя для покупателя. Таким образом, представитель должен иметь при себе «бейдж», в который внесена следующая информация: ФИО продавца, данные организации (наименование, адрес, ИНН), деятельность.
- Представитель организации при розничной торговле обязан при себе иметь прайс-лист, заверенный печатью фирмы и подписью руководителя.
- Обязательно выдавать товарный или кассовый чек, который подписывается продавцом. Также в чек необходимо внести данные о дате реализации товара, реквизиты организации, номенклатура товарной группы, цена и количество.
В действующих правилах 2019 году на территории России также претерпел изменения п.11.
Теперь продавец обязан извещать потребителя о наличии дефектов в продукции. Ранее допускалось информировании только в устной форме, на основании изменений, необходимо предупреждать и в письменной форме. Например, данные о товаре на ценнике или на прилагаемом информационном листе.
Таким образом, продавец предоставляет точные данные, не нарушая прав покупателя. А покупатель в свою очередь, оплатив такую продукцию, не имеет права предъявлять претензии.
В том случае, если покупатель не был извещен и обнаружил дефект, он вправе потребовать:
- произвести замену;
- снизить стоимость;
- на безвозмездной основе исправить дефект;
- компенсировать затраты при самостоятельном устранении дефектов.
Заключением договора между продавцом и покупателем является момент, когда покупатель получает товар и чек об оплате. На основании измененных правил 2019 года в п.28, покупатель может предъявлять претензии даже при отсутствии документа об оплате.
Подтверждением заключенного договора могут быть свидетельские показания, запись видеонаблюдения и другое.
Главное изменение, которое вступило в силу в 2019 году, касается и п.33. Он затрагивает в первую очередь сферу продовольственных товаров, которые прежде, чем реализовывать на рынке, необходимо провести санитарную экспертизу.
Правила реализации комиссионных товаров
Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами появились за счет распространения торговых точек типа «Second Hand». Законодательством РФ строго регламентируются правила торговли в отношении товарами, бывшими в употреблении. В связи с эти предъявляются следующие требования:
- Подготовительный этап. Весь товар должен пройти обязательную процедуру предпродажной подготовки, который заключен в осмотре продукции, сортировки на предмет степени изношенности и проверки качества.
- Санитарные нормы. При розничной реализации товар должен пройти процедуру чистки, стирки и дезинфекционных мероприятий. Однако законодательной базой России не предусмотрены документы, которые могли подтверждать данные действия. В этом случае, продавец обязан самостоятельно проводить эти процедуры.
- Информирование. Продавец обязан информировать потребителя о качестве товара, наличия дефектов, какие процедуры были выполнены (см. п.2), технические характеристики, назначение продукции.
Обязательно предоставлять все данные на ярлыке или ценники, если организация этого не делает, то потребитель вправе действовать согласно п.27 Общих Правил торговли в России, которые заключены в законном требовании предоставить скидку, отремонтировать и т.д.
Для продажи товарных групп – электроника, бытовая техника, вычислительная техника и т.п. следует предоставлять информацию о возможном сроке эксплуатации. Также магазин обязан предоставить гарантийный срок от 14 дней.
Кстати, есть изменения и в приобретении такой группы товаров за рубежом, гражданами России. В Республике Беларусь (РБ) правила продажи комиссионных товаров являются аналогичными. В связи с этим, гражданин РФ имеет право приобрести изделия в магазинах «Секонд Хенд» на территории РБ на таких же условиях, как и граждане РБ. При возникновении претензий к качеству, можно воспользоваться правилами комиссионной торговли в РБ.
Товары не для комиссии
Правила комиссионной торговли, как для розничной, так и оптовой, предполагают ряд группы товаров, которые нельзя принимать под комиссию. К ним относят ту продукцию, которая была изъята и товарооборота на территории России. Под запрет попадает и та продукция, которую запретили реализовывать власти РФ.
Также в Постановлении Правительства России за 2019 год есть комментарий, относительно той продукции, которую воспрещается продавать:
- медицинская группа товаров;
- лекарственные препараты;
- товары личной гигиены;
- косметические и парфюмерные средства;
- химия, использующаяся в быту;
- нательное белье;
- посуда одноразового назначения.
Нарушение правил продаж влекут за собой ответственность, как по ГК РФ, так и по УК РФ.
Как оформляется товар при приеме на комиссию?
В розничной продаже комиссионных товаров существует ряд важных нюансов, которые касаются этапа оформления товара. Так, согласно измененным в 2019 году правилам, товар помимо ценника, должен иметь ярлык, в который вносятся следующие данные:
- цена;
- номер документа;
- информация об изделии;
- обязательное указание того новый товар или б/у;
- гарантийный срок.
Правила комиссионной торговли в России предписывают продавцам предоставлять достоверные данные о реализуемом товаре.
Согласно постановлению Правительства РФ № 569 (см. вложение) гражданин, сдающий товар в комиссионный отдел обладает правом расторгнуть договор с комиссионером в любой момент.
Однако комиссионер вправе потребовать компенсацию убытков, если таковые имели место быть. В том случае, если по расторжению договора, гражданин не забрал свой товар, продавец имеет право передать данную позицию на склад-хранение, арендую плату, которого оплачивает гражданин, сдавший товар. Также продавец в праве по истечению срока хранения, который указывается в договоре, распоряжаться товарной единицей на свое усмотрение. Скачать бланки и образцы документооборота при оформлении продукции на комиссионную продажу, можно на нашем портале.
Юристы нашего сайта ответят на все интересующие вас вопросы, и разъяснят нюансы измененных правил.
Принцип определения цены и вознаграждения
В 2019 году Правительство России опубликовали изменения в правилах торговли комиссионными товарами. Важным момент является, как определить цену и какое вознаграждение полагается комиссионеру. При этом в правилах нет четких указаний, по какой формуле происходит расчет. Таким образом, цена и процентный размер, определяются самостоятельно. Расчет вознаграждения может прописываться в договоре, но также допускает вариант, при котором сумма не указывается. А стоимость услуг рассчитывается исходя из общепринятых в данном сегменте.
В 2019 году вступили изменения касаемо запуска товара в реализацию. Продавец обязан не позднее следующего дня после приема товара выставить его на продажу. В противном случае, комитент может требовать неустойку в размере 3% от оговоренной суммы комиссионеру.
Реализовать товар комиссионер должен на выгодных условиях для комитента. Таким образом, продавец выступает в роли посредника.
Что касается гарантийного срока продукции, проданной через комиссионный отдел, то комитент обязан приложить к изделию документы, сертификаты, технический паспорт и иные документы от производителя. В случае приобретения конечным покупателем некачественного изделия и при этом без предупреждения, действовать потребитель может согласно своим правам, т.е. потребовать возврата уплаченных денежных средств, заменить, уменьшить стоимость и т.п.