Подписывайтесь на обновления по E-mail:
Нюансы должностных обязанностей продавца-консультанта
Должность продавца связана с торговой сферой деятельности, т.е. там, где осуществляется продажа-покупка. Должностные инструкции каждой торговой точки должны описывать обязанности консультанта-продавца. Это является обязательным условием работы, согласно ТК России. Оформляются они в виде документа, удостоверяются подписью директора и скрепляются печатью компании.
В данной статье речь пойдет о том, в чем заключаются должностные обязанности продавца консультанта, его ключевые навыки и требования, предъявляемые к работе.
Если по мере ознакомления со статьей возникнут вопросы, их можно адресовать юристам портала. На сайте проводятся бесплатные юридические консультации 24 часа в сутки.
Содержание
Тонкости работы. Что делает продавец консультант?
Продавец-консультант по обязанностям и требованиям отличается от обычного продавца. Консультант обязан разбираться в специфике продукции, обладать навыками выявления потребностей клиента и нести ответственность за вверенный ему товар. Данная профессия в сегодняшних реалиях является самой распространенной и востребованной. Тем не менее действительно талантливых сотрудников сложно найти.
Должностная инструкция для каждого сотрудника разрабатывается отделом кадров. Единого образца требований и обязанностей не существует. Поэтому каждая фирма в самостоятельном порядке прописывает должностные обязанности в зависимости от специфики деятельности организации, уровня ответственности и иных факторов.
Навыки продавца
Такая профессия не нуждается в длительном обучении в вузе. Тем не менее существует ряд требований к личности сотрудника, который претендует на должность продавец-консультант.
В требования к продавцу входит:
- умение находить общий язык с разными людьми;
- доброжелательное отношение;
- грамотно построенная речь;
- вежливость и сдержанность;
- знание основ этикета.
Помимо этого человек, претендующий на такую должность, должен понимать, что основное время рабочего дня придется проводить на ногах. Поэтому выносливость и устойчивость к стрессам также являются неотъемлемыми требованиями.
Каждый работодатель желает привлечь к работе сотрудника с опытом, который способен принимать правильные и оперативные решения независимо от ситуации.
Умения и возможности консультанта
В отличие от продавцов интернет-магазинов, консультанты при очной встрече с клиентом должны проявлять инициативу, привлекая к покупке. Так, необходимо сопровождать клиента актуальной информацией, знать психологические методы убеждения и уметь работать с возражениями. Это является основными функциями торгового персонала.
Таким образом, должностные обязанности включают в себя психологические и речевые навыки работы с клиентом.
Сюда же можно отнести знания технологий продаж. Безусловно, сотрудник без опыта работы не может обладать такими навыками. Ввиду этого во многих организациях практикуют курс обучения, различные тренинги и семинары.
Кстати, в последнее время все чаще при поиске сотрудников отдают предпочтение тем соискателям, которые могут работать с программой «1С Торговля и склад». Это обусловлено повсеместной автоматизацией. Подобный подход к работе позволяет консультанту оперативно выдавать клиенту информацию о цене и наличии в торговом зале или на складе.
Обязанности продавца одежды
Должностные обязанности продавца-консультанта магазина одежды и обуви идентичны. Так, в основные обязанности консультанта входит:
- оказывать помощь в подборе товара;
- выкладка на прилавки магазина;
- контроль наличия и актуальности ценников;
- участие в приёмке товара;
- противодействие хищению продукции.
Сотрудник должен обладать следующими знаниями:
- помнить таблицу размеров одежды и обуви;
- знать материалы и их свойства;
- знать бренды и производителей;
- суметь рассказать об уходе за вещью.
Дополнительными требования могут быть глажка или отпаривание товара.
Навыки по продаже брендовой одежды
Наличие высшего образования даже для сотрудника магазина люксовой одежды может стать существенным плюсом. Это обусловлено тем, что человек должен уметь грамотно и правильно строить свою речь, излагая мысли.
Основное требование к продавцу в бутике одежды отводится умению ориентироваться в производителях экстра-класса. Примеркой вещей клиент занимается самостоятельно, но подобрать идеальную модель, предложить несколько вариантов на замену — обязанность консультанта. Советы опытного сотрудника, который следит за модными тенденциями, актуальными коллекциями и производителями, является ценным качеством.
Залог качественной работы продавца — выполнение не только должностных обязанностей, но и любознательность натуры с широким кругозором. Благодаря личностным качествам, можно устанавливать легкий контакт с разными клиентами, поддерживать непринужденный разговор, при этом выявляя мотивы, потребности и основные приоритеты покупки. Очень важна для магазинов брендовой одежды ненавязчивость.
Кстати, требования в модном бутике одежды тоже относят и к внешнему виду консультанта. За неопрятный продавцы могут получить штраф. Помимо этого существует определенный дресс-код. Например, нельзя надевать откровенную одежду, использовать маникюр с ярким покрытием, бижутерию и т.д. Как правило, форму предоставляет руководство.
Старший продавец-консультант и его обязанности
Требования, предъявляемые к старшему продавцу-консультанту:
- консультации клиентов;
- контроль работы продавцов;
- выполнение личных должностных обязанностей;
- организация рабочего режима персонала;
- следить за четким и корректным документооборотом;
- инкассация;
- выполнение личного плана продаж.
Требования к продавцу-кассиру
Инструкции по работе и договор включают в себя те обязанности, которыми должен руководствоваться сотрудник. Однако эти требования не должны идти в разрез с Трудовым Законодательством РФ. Как правило в них указываются те функции, которые неразрывно связаны с должностными функциями.
В основные функции консультанта-кассира входит:
- рабочее место — отдельная секция, где кассир производит обслуживание клиентов (прием денег и выписка чеков);
- корректное заполнение отчетной документации — кассовая книга, инкассация, работа с ККМ;
- участие в приемке товара, ежемесячной инвентаризации, контроль за его остатками, заказ продукции;
- при наличии филиалов компании передавать продукцию и инвентарь между подразделениями. Создавать опись товара и акт приема-передачи;
- кассир ответственен за соблюдение чистоты своей секции;
- обязан соблюдать нормы общения с потребителем, проводить информационное консультирования о действующих акциях и предложениях;
- уметь работать с возражениями и жалобами. Знать как оформлять возврат товара с соблюдением инструкций и закона «О защите прав потребителей».
Это лишь часть основных требований, предъявляемых к должности продавец-кассир. Остальные обязанности формируются исходя из специфики деятельности компании.
Обучение
Обучение является неотъемлемой частью при приеме на работу нового сотрудника. Длительность обучения зависит от опыта работы соискателя. Для новичков в сфере продаж назначается наставник.
Программа обучения, как правило, включает в себя следующие основные аспекты:
- знакомство с компанией, изучение договора и правил внутреннего распорядка (не более одного дня);
- знакомство с рабочей зоной, товарным ассортиментом (не более одного дня);
- изучение теоретического материала, участие в тренингах и семинарах, получение основ техники продаж;
- практика в паре с наставником (от трех дней).
После окончания курса обучения руководство принимает решение о возможности заключения трудового договора на постоянной основе и допуска сотрудника к самостоятельной работе.
Резюмируя статью, можно отметить, что должностные инструкции — это важный аспект успешной работы сотрудника, да и фирмы в целом. Неспроста руководители скрупулезно разрабатывают обязанности, которые должны исполняться в точности. Только опираясь на этот «устав» можно добиться высоких результатов в продаже при хорошей дисциплине.
Кто бы что не говорил, а продавцам — консультантам порой очень трудно бывает, все таки работа с людьми не сахар.
Для некоторых продавцов-консультантов нет никаких границ тому, насколько навязчиво можно предлогать товар. Готовы соврать что угодно, лишь бы ты купил у них что-то. Я считаю, что для работников данной сферы обязательно должны проводиться тренинги и семинары по правильному и корректному обслуживанию клиентов.
Искусство продавца заключается в том, чтобы не быть навязчивым, а быть нужным и полезным для покупателя. А многие этого просто не умеют, ходят за тобой по торговому залу и предлагают ерунду, либо еще начинают убеждать тебя в правильности выбора, когда уже очевидно, что вещь тебе не нравится или не подходит. В целом это не такая уж простая работа, ошибочно многие думают.
Был у меня крайне негативный опыт в работе продавцом. Некрасивое увольнение, при котором мне, как продавцу, запретили осуществлять продажи! После я попросила ДИ — а там вообще то продавец непродовольственных товаров (!!!), то маркетолог в должности. В итоге дело в Трудовой инспекции быстро выиграла.
Я, наверное, человек старомодный, но меня жутко раздражают неестественно-слащавые попытки таких продавцов-консультантов навязать дорогой, и совершенно не нужный тебе товар. Я понимаю, у них личный план по продажам, но это же не моя забота! И совсем не понимаю хозяев торговых точек, решающих сколько блузок белого цвета должно быть продано за день. Жаль что психологи из таких консультантов в наше время неважные, иначе не совались бы с советами к таким людям как я. Раньше учили больше и лучше, а сейчас на работу берут кого попало, отсюда напрочь отбитое желание делать покупку в том или ином магазине.
Да, работа нелегкая, особенно когда работаешь у частного предпринимателя, который заставляет тебя принимать товар в огромных тюках, зарабатывая тебе и себе грыжу. Я себя в этом смысле берегла — сразу стала врагом. А то, что почти не ела, не ходила в туалет из-за непосильной нагрузки (одновременно парила вещи, развешивала; писала ценники; работала с покупателями и ловила воров; ловила хозяйку, которая порой забывала, какие вещи она забирала в другой отдел; соблюдала порядок и чистоту) — это никого не волновало. И как, скажите, при таком объеме подробной работы у тебя будут эффективные продажи! Да и товар-то был… постоянно что-то самой приходилось чинить, подшивать. В итоге была уволена из-за несоблюдения порядка в отделе — не успела рассортировать по углам груду лишних вешалок-плечиков.
Мне кажется, что хороший продавец-консультант должен быть в первую очередь неплохим психологом. И, если магазин или салон хотят, чтобы торговля шла эффективно, то необходимо проводить тренинги с коллективом, на которых им прививались бы правильные навыки. Ну и самое важное — продавец не должен навязывать покупателю свою помощь в выборе, а выходить «на сцену» только по просьбе клиента.
Я должность продавца консультанта осилила без особых проблем. Работала в торговом зале в детском отделе. Все было прекрасно. Первые проблемы начались через несколько недель. Первый раз меня отругали охранники. По камерам заметили что дети, танцевали в кабинках для примерки. Я всем доказывала что это дети. Да, девочка надела платье, покружилась, что тут такого? Глупо конечно, но мне выписали штраф. Я была в шоке. Ну скажите мне как так можно. В следующий раз сделала замечание родителям они на меня посмотрели как на дуру. Ребенок все равно кружился в кабинке. Работать на штрафы не стала, ушла. И считаю что сделала правильно.
На первый взгляд работа продавца-консультанта кажется очень простой, но на деле это не так, есть свои тонкости. Во-первых необходимо знать товар, разбираться в специфике, дабы рассказать о нем покупателю и ответить на вопросы по товару, а во-вторых эта профессия подразумевает общение с людьми, следует понимать, что клиент всегда прав, следует быть сдержанным и вежливым…Не каждый осилит эту профессию.