Подписывайтесь на обновления по E-mail:
Срок для рассмотрения обращений граждан
Нередко возникают ситуации, когда гражданину необходимо обратиться в государственный или правоохранительный орган с заявлением, просьбой или жалобой. Обычно заявитель откладывает этот процесс «до последнего», поскольку мало кто из населения знаком с порядком и сроком рассмотрения обращений должностными лицами. Между тем, в нашей стране существуют специальные нормативные акты, такие как: Федеральный закон 2006 года под номером 59 и Приказ Министерства внутренних дел под номером 707 от 2013 года, которые позволяют заинтересованному лицу контролировать процесс рассмотрения представленных документов.
Однако перечисленные правовые нормы содержат множество терминов и ссылок на прочие законы, а потому человеку без специального образования порой очень сложно их понять. В таких случаях принято прибегать к услугам юристов или адвокатов, однако их услуги имеют свою цену и весьма высокую, что негативно отражается на бюджете гражданина.
Поэтому лучшим выходом из ситуации станет бесплатная правовая помощь профессионального юриста, который готов ответить на любые сложные вопросы в любое время суток в режиме онлайн.
Для получения консультации достаточно просто ввести свой вопрос в специальное окошко или оставить комментарий под статьей.
Содержание
Формы обращений
Федеральный закон под номером 59, регламентирующий порядок рассмотрения обращений, Приказ МВД под номером 707, а также иные фз и инструкции, действующие в нашей стране, предусматривают, что граждане могут обращаться в различные государственные органы как индивидуально, так и коллективно, устным или письменным способом. Вне зависимости от выбранного способа, все обращения населения делятся на:
- Жалобы – содержат требования и просьбы гражданина к определенным должностным лицам о восстановлении прав, которые были нарушены.
- Заявления – содержат просьбы индивидуального, личного характера (например, о приеме на работу, оказании материальной помощи), основанные на нормах Конституции, различных фз и обычных законах.
- Предложения – обращения, направленные на улучшение работы различных государственных органов и отдельных должностных лиц, решение вопросов политической, социальной, культурной сфер деятельности. В таких документах автор обычно предлагает собственные меры для улучшения государственной и общественной жизни.
- Запросы – обращения, в которых заявитель просит работников государственных учреждений и органов внутренних дел предоставить ему какие-либо сведения или доступ к ним. Эта информация может иметь как личный, так и общественный характер.
- Петиции – представляют собой коллективную форму обращений, в которых группа лиц просит решить какой-либо вопрос, связанный с совершенствованием фз, других норм права, а также проведением реформ, решением частных или общественных вопросов.
- Ходатайства – обращения, которые обычно выражаются только в письменной форме. Содержат в себе просьбу о предоставлении отдельному гражданину или группе лиц определенного статуса или наделении их правами и свободами на основании закона.
Законные права
Федеральный закон под номером 59 о порядке рассмотрения обращений и Приказ №707 содержат в себе исчерпывающий перечень прав, которыми обладает любой гражданин, обратившийся в государственные и правоохранительные учреждения и органы любого уровня, а также напрямую к должностным лицам.
В соответствии со статьей 5 указанных ФЗ и Приказа заявитель имеет право:
- направлять документы и требовать их предоставления любым удобным способом, в том числе в электронной форме;
- получать доступ ко всем документам и иным материалам, которые касаются личного обращения гражданина. Исключение составляют случаи, специально предусмотренные законом (например, охрана государственной тайны, а также интересов третьих лиц);
- запрашивать ответ на свое обращение в электронной и письменной форме;
- требовать перенаправления своего обращения в другие компетентные органы, если первоначальный адресат не обладает полномочиями по рассмотрению данного вопроса;
- обжаловать как действия, так и бездействия сотрудников государственных учреждений в административном порядке или в судебных инстанциях;
- представлять документы о досрочном завершении процесса рассмотрения обращения.
Требования к содержанию
Безусловно, письменное обращение, направленное в государственные органы, имеет большую правовую силу, чем устное. Однако для успешного результата гражданин должен грамотно составить этот документ, учитывая действующие законы и стандартные правила делового оборота. Оформлять обращение следует на листе формата А4.
На основании Приказа №707 от 2013 года и Федерального закона под номером 59, регулирующих порядок рассмотрения поступившего обращения, обязательными сведениями в нем являются:
- В верхнем углу справа: адресат – наименование госоргана, должность, фамилию и инициалы работника, уполномоченного рассматривать спорный вопрос. Если заявителю неизвестны фамилия и имя компетентного сотрудника госоргана и ОВД, можно указать только его должность.
- После информации об адресате указываются личные данные заявителя: полностью фамилия, имя, отчество, а также адрес, на который гражданин просит направить ответ (например, почтовый или электронный).
- Суть письменного обращения. Следует кратко, без лишних эмоций изложить проблемную ситуацию, не упуская важную информацию, сведения, события ссылки на законы и другие нормативные акты, которые могут положительно повлиять на решение чиновников. ФЗ №59 о порядке рассмотрения обращений не допускает использования в тексте документа каких-либо бранных, нецензурных слов и, тем более, угроз в адрес сотрудников государственных органов и их семей. Следует заранее сформулировать конкретные требования – это значительно упростит рассмотрение вопроса. Если заявитель считает нужным подкрепить свою позицию с помощью доказательств, он может приложить оригиналы или копии соответствующих документов. В случаях, когда обращение оформляется в электронном виде, то доказательства направляются в виде скан-копий или отдельным письмом по почте.
- Сразу после содержания необходимо поставить свою подпись и указать дату. Однако в электронном документе подпись не ставится.
Тонкости при составлении обращения
Для того, чтобы обращение гражданина было рассмотрено максимально быстро, а ответ направлен по нужному адресу, стоит воспользоваться следующими правовыми тонкостями:
- Текст документа лучше напечатать на компьютере, а если такой технической возможности по каким-либо причинам нет, то необходимо писать максимально разборчивым почерком. В противном случае чиновник может воспользоваться законным способом «отписки» по причине того, что документ не поддается прочтению.
- В обращении обязательно нужно написать свои полные фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес регистрации по месту жительства, адрес фактического проживания или почтовый адрес, а также свою электронную почту. Если заявитель укажет какой-то из этих адресов в качестве предпочтительного для доставки ответа, то должностное лицо обязано направить результаты рассмотрения обращения именно по нему. Для этого в тексте нужно написать следующую фразу: «прошу направить ответ о рассмотрении моего обращения по следующему адресу…».
- Если заявление гражданина уже неоднократно представлялось в компетентный орган, но эффективной работы по нему не было предпринято, то в каждом очередном обращении следует приводить новые обстоятельства и события, которые могут изменить позицию должностных лиц по спорному вопросу.
- Любое обращение направляется в государственные организации и органы внутренних дел в двух экземплярах либо в одном экземпляре (оригинале) с приложением его копии. Это необходимо для того, чтобы уполномоченный сотрудник учреждения поставил на втором экземпляре отметку о принятии и регистрации представленного документа. В будущем это может понадобиться для исчисления срока, в течение которого должностное лицо обязано ответить на обращение в соответствии с ФЗ №59 и Приказом №707, а также доказывания самого факта его передачи.
Порядок рассмотрения
Федеральный закон №59 и Приказ №707, приложением которого является Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан, предусматривают следующий порядок работы должностных лиц с документами, поступившими от населения:
- все сотрудники госорганов и ОВД обязаны не только принимать обращения от населения, рассматривать их по существу, но и направлять ответ заявителю в установленные Законом и Приказом сроки;
- рассмотрение обращений граждан происходит на безвозмездной основе, иными словами, бесплатно;
- если обращение изначально направлено в орган, который не обладает нужными полномочиями для решения проблемного вопроса, то должностное лицо, получившее документ, обязано адресовать его в компетентный орган. При этом запрещается отправлять жалобы населения лицам и организациям, действия которых обжалуются гражданином;
- получив обращение, сотрудник компетентного учреждения обязан приложить все усилия для того, чтобы разобраться в его существе. Если решение проблемы требует дополнительных документов и материалов, необходимо направлять работников в соответствующие организации для их истребования. В случаях, когда такие действия предполагают увеличение срока рассмотрения обращения, следует своевременно уведомлять об этом отправителя документа;
- сотрудники отдельных ведомств и учреждений, работа которых организована не только общими законами, но также специальными инструкциями, приказами, обязаны руководствоваться всеми этими документами при рассмотрении обращения гражданина;
- существует административная ответственность, налагаемая на должностных лиц в случае нарушения порядка рассмотрения обращения гражданина, установленного законом, а также умышленного «затягивания» этого процесса.
Сроки рассмотрения
Зачастую граждане, представившие обращение в госорганы и органы внутренних дел, не знают, в какой срок должностные лица должны провести работу по нему и направить им ответ. Между тем, сроки рассмотрения всех документов, поступивших от населения, закреплены в ФЗ №59 и Приказе №707 от 2013 года, действующего вместе с одноименной Инструкцией, принятой в декабре того же года.
В чем же различие между этими двумя нормативными актами и каким из них следует руководствоваться заявителю?
Приказ №707 применяется, если гражданин намерен обратиться в любой из органов внутренних дел (например, полицию), а ФЗ №59 необходим для направления обращения в государственные учреждения, в том числе муниципальные, деятельность которых не имеет отношения к правоохранительной функции (например, в администрацию района, города, депутатский центр и т.д.).
Различия между указанными ФЗ и Приказом обусловлены исключительно сферой их действия и спецификой обязанностей сотрудников.
В обоих документах срок, отведенный для рассмотрения обращений, исчисляется в календарных днях и чаще всего составляет ровно 30 дней.
Исключения:
- 20 суток – если в обращении присутствуют данные о нарушении миграционных законов.
- На основании ФЗ №59 в особых случаях период изучения обращения возможно продлить, но не больше, чем еще на месяц. Однако в положениях этого законодательного акта не содержится пояснений относительно того, какие именно ситуации могут считаться особенными.
Все сроки рассмотрения начинают свой отсчет с даты регистрации поступившего документа в канцелярию соответствующего органа. Поэтому, если гражданин направляет свое обращение по почте, ему стоит помнить, что по закону стандартные 30 дней отсчитываются не с даты отправления, а с даты поступления документа к уполномоченному сотруднику.