Бесплатная помощь юриста!
Россия Бесплатные консультация по телефону

Срок для рассмотрения обращений граждан

Нередко возникают ситуации, когда гражданину необходимо обратиться в государственный или правоохранительный орган с заявлением, просьбой или жалобой. Обычно заявитель откладывает этот процесс «до последнего», поскольку мало кто из населения знаком с порядком и сроком рассмотрения обращений должностными лицами. Между тем, в нашей стране существуют специальные нормативные акты, такие как: Федеральный закон 2006 года под номером 59 и Приказ Министерства внутренних дел под номером 707 от 2013 года, которые позволяют заинтересованному лицу контролировать процесс рассмотрения представленных документов.

Срок рассмотрения обращений граждан

Срок для рассмотрения обращений граждан
Скачать Федеральный закон о сроках рассмотрения обращений граждан под номером 59
Срок для рассмотрения обращений граждан
Скачать №707 Приказ МВД +Инструкция

Однако перечисленные правовые нормы содержат множество терминов и ссылок на прочие законы, а потому человеку без специального образования порой очень сложно их понять. В таких случаях принято прибегать к услугам юристов или адвокатов, однако их услуги имеют свою цену и весьма высокую, что негативно отражается на бюджете гражданина.

Поэтому лучшим выходом из ситуации станет бесплатная правовая помощь профессионального юриста, который готов ответить на любые сложные вопросы в любое время суток в режиме онлайн.

Для получения консультации достаточно просто ввести свой вопрос в специальное окошко или оставить комментарий под статьей.

Формы обращений

Федеральный закон под номером 59, регламентирующий порядок рассмотрения обращений, Приказ МВД под номером 707, а также иные фз и инструкции, действующие в нашей стране, предусматривают, что граждане могут обращаться в различные государственные органы как индивидуально, так и коллективно, устным или письменным способом. Вне зависимости от выбранного способа, все обращения населения делятся на:

  • Жалобы – содержат требования и просьбы гражданина к определенным должностным лицам о восстановлении прав, которые были нарушены.
  • Заявления – содержат просьбы индивидуального, личного характера (например, о приеме на работу, оказании материальной помощи), основанные на нормах Конституции, различных фз и обычных законах.
  • Предложения – обращения, направленные на улучшение работы различных государственных органов и отдельных должностных лиц, решение вопросов политической, социальной, культурной сфер деятельности. В таких документах автор обычно предлагает собственные меры для улучшения государственной и общественной жизни.
  • Запросы – обращения, в которых заявитель просит работников государственных учреждений и органов внутренних дел предоставить ему какие-либо сведения или доступ к ним. Эта информация может иметь как личный, так и общественный характер.
  • Петиции – представляют собой коллективную форму обращений, в которых группа лиц просит решить какой-либо вопрос, связанный с совершенствованием фз, других норм права, а также проведением реформ, решением частных или общественных вопросов.
  • Ходатайства – обращения, которые обычно выражаются только в письменной форме. Содержат в себе просьбу о предоставлении отдельному гражданину или группе лиц определенного статуса или наделении их правами и свободами на основании закона.

Законные права

Законные права заявителя

Федеральный закон под номером 59 о порядке рассмотрения обращений и Приказ №707 содержат в себе исчерпывающий перечень прав, которыми обладает любой гражданин, обратившийся в государственные и правоохранительные учреждения и органы любого уровня, а также напрямую к должностным лицам.

В соответствии со статьей 5 указанных ФЗ и Приказа заявитель имеет право:

  • направлять документы и требовать их предоставления любым удобным способом, в том числе в электронной форме;
  • получать доступ ко всем документам и иным материалам, которые касаются личного обращения гражданина. Исключение составляют случаи, специально предусмотренные законом (например, охрана государственной тайны, а также интересов третьих лиц);
  • запрашивать ответ на свое обращение в электронной и письменной форме;
  • требовать перенаправления своего обращения в другие компетентные органы, если первоначальный адресат не обладает полномочиями по рассмотрению данного вопроса;
  • обжаловать как действия, так и бездействия сотрудников государственных учреждений в административном порядке или в судебных инстанциях;
  • представлять документы о досрочном завершении процесса рассмотрения обращения.

Требования к содержанию

Безусловно, письменное обращение, направленное в государственные органы, имеет большую правовую силу, чем устное. Однако для успешного результата гражданин должен грамотно составить этот документ, учитывая действующие законы и стандартные правила делового оборота. Оформлять обращение следует на листе формата А4.

На основании Приказа №707 от 2013 года и Федерального закона под номером 59, регулирующих порядок рассмотрения поступившего обращения, обязательными сведениями в нем являются:

  • В верхнем углу справа: адресат – наименование госоргана, должность, фамилию и инициалы работника, уполномоченного рассматривать спорный вопрос. Если заявителю неизвестны фамилия и имя компетентного сотрудника госоргана и ОВД, можно указать только его должность.
  • После информации об адресате указываются личные данные заявителя: полностью фамилия, имя, отчество, а также адрес, на который гражданин просит направить ответ (например, почтовый или электронный).
  • Суть письменного обращения. Следует кратко, без лишних эмоций изложить проблемную ситуацию, не упуская важную информацию, сведения, события ссылки на законы и другие нормативные акты, которые могут положительно повлиять на решение чиновников. ФЗ №59 о порядке рассмотрения обращений не допускает использования в тексте документа каких-либо бранных, нецензурных слов и, тем более, угроз в адрес сотрудников государственных органов и их семей. Следует заранее сформулировать конкретные требования – это значительно упростит рассмотрение вопроса. Если заявитель считает нужным подкрепить свою позицию с помощью доказательств, он может приложить оригиналы или копии соответствующих документов. В случаях, когда обращение оформляется в электронном виде, то доказательства направляются в виде скан-копий или отдельным письмом по почте.
  • Сразу после содержания необходимо поставить свою подпись и указать дату. Однако в электронном документе подпись не ставится.

Тонкости при составлении обращения

Нюансы при составлении обращений граждан

Для того, чтобы обращение гражданина было рассмотрено максимально быстро, а ответ направлен по нужному адресу, стоит воспользоваться следующими правовыми тонкостями:

  • Текст документа лучше напечатать на компьютере, а если такой технической возможности по каким-либо причинам нет, то необходимо писать максимально разборчивым почерком. В противном случае чиновник может воспользоваться законным способом «отписки» по причине того, что документ не поддается прочтению.
  • В обращении обязательно нужно написать свои полные фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес регистрации по месту жительства, адрес фактического проживания или почтовый адрес, а также свою электронную почту. Если заявитель укажет какой-то из этих адресов в качестве предпочтительного для доставки ответа, то должностное лицо обязано направить результаты рассмотрения обращения именно по нему. Для этого в тексте нужно написать следующую фразу: «прошу направить ответ о рассмотрении моего обращения по следующему адресу…».
  • Если заявление гражданина уже неоднократно представлялось в компетентный орган, но эффективной работы по нему не было предпринято, то в каждом очередном обращении следует приводить новые обстоятельства и события, которые могут изменить позицию должностных лиц по спорному вопросу.
  • Любое обращение направляется в государственные организации и органы внутренних дел в двух экземплярах либо в одном экземпляре (оригинале) с приложением его копии. Это необходимо для того, чтобы уполномоченный сотрудник учреждения поставил на втором экземпляре отметку о принятии и регистрации представленного документа. В будущем это может понадобиться для исчисления срока, в течение которого должностное лицо обязано ответить на обращение в соответствии с ФЗ №59 и Приказом №707, а также доказывания самого факта его передачи.

Порядок рассмотрения

Порядок рассмотрения обращений граждан

Федеральный закон №59 и Приказ №707, приложением которого является Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан, предусматривают следующий порядок работы должностных лиц с документами, поступившими от населения:

  • все сотрудники госорганов и ОВД обязаны не только принимать обращения от населения, рассматривать их по существу, но и направлять ответ заявителю в установленные Законом и Приказом сроки;
  • рассмотрение обращений граждан происходит на безвозмездной основе, иными словами, бесплатно;
  • если обращение изначально направлено в орган, который не обладает нужными полномочиями для решения проблемного вопроса, то должностное лицо, получившее документ, обязано адресовать его в компетентный орган. При этом запрещается отправлять жалобы населения лицам и организациям, действия которых обжалуются гражданином;
  • получив обращение, сотрудник компетентного учреждения обязан приложить все усилия для того, чтобы разобраться в его существе. Если решение проблемы требует дополнительных документов и материалов, необходимо направлять работников в соответствующие организации для их истребования. В случаях, когда такие действия предполагают увеличение срока рассмотрения обращения, следует своевременно уведомлять об этом отправителя документа;
  • сотрудники отдельных ведомств и учреждений, работа которых организована не только общими законами, но также специальными инструкциями, приказами, обязаны руководствоваться всеми этими документами при рассмотрении обращения гражданина;
  • существует административная ответственность, налагаемая на должностных лиц в случае нарушения порядка рассмотрения обращения гражданина, установленного законом, а также умышленного «затягивания» этого процесса.

Сроки рассмотрения

Зачастую граждане, представившие обращение в госорганы и органы внутренних дел, не знают, в какой срок должностные лица должны провести работу по нему и направить им ответ. Между тем, сроки рассмотрения всех документов, поступивших от населения, закреплены в ФЗ №59 и Приказе №707 от 2013 года, действующего вместе с одноименной Инструкцией, принятой в декабре того же года.

В чем же различие между этими двумя нормативными актами и каким из них следует руководствоваться заявителю?

Приказ №707 применяется, если гражданин намерен обратиться в любой из органов внутренних дел (например, полицию), а ФЗ №59 необходим для направления обращения в государственные учреждения, в том числе муниципальные, деятельность которых не имеет отношения к правоохранительной функции (например, в администрацию района, города, депутатский центр и т.д.).

Различия между указанными ФЗ и Приказом обусловлены исключительно сферой их действия и спецификой обязанностей сотрудников.

В обоих документах срок, отведенный для рассмотрения обращений, исчисляется в календарных днях и чаще всего составляет ровно 30 дней.

Исключения:

  • 20 суток – если в обращении присутствуют данные о нарушении миграционных законов.
  • На основании ФЗ №59 в особых случаях период изучения обращения возможно продлить, но не больше, чем еще на месяц. Однако в положениях этого законодательного акта не содержится пояснений относительно того, какие именно ситуации могут считаться особенными.

Все сроки рассмотрения начинают свой отсчет с даты регистрации поступившего документа в канцелярию соответствующего органа. Поэтому, если гражданин направляет свое обращение по почте, ему стоит помнить, что по закону стандартные 30 дней отсчитываются не с даты отправления, а с даты поступления документа к уполномоченному сотруднику.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.